ИРКУТСК-БАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВЕТКА КБЖД

     Недалеко от моего дома проходит железнодорожная ветка. По ней, кажется еще совсем недавно, курсировал тепловоз с парой грузовых вагонов. Сегодня не только тепловоз не ходит, но и сам железнодорожный путь оказался почти полностью разобран...
     А между прочим, эта железнодорожная ветка имеет давнюю и интересную историю.

    Старая ветка КБЖД в Академгородке (2019 год)

     Иркутск-Байкальская железнодорожная ветка протяженностью примерно 65 км являлась участком старой Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), которая в свою очередь была частью Транссибирской магистрали. Этот переход строили в 1898–1901 годах и он соединял Иркутск с Портом Байкал .
     В середине 50-х годов прошлого века при строительстве Иркутской плотины ГЭС большая часть путей этого участка железной дороги ушла под воду. Вместо нее был проложен новый маршрут от Иркутска до Слюдянки по Олхинскому плато. Сегодня весь транзитный железнодорожный поток идет по нему.

    Старая ветка КБЖД уходит в лево, Транссибирская магистраль - в право.

     Сохранившийся участок Иркутск-Байкальской железнодорожной ветки от железнодорожного вокзала до плотины ГЭС составляет около пяти километров. Рельсы проложены по левому берегу Ангары под Академическим мостом, вдоль парка "Спортивная поляна", через частный сектор Нахаловка, промышленную зону, Теплые озера и заканчивается старым заводом железобетонных изделий (ЖБИ) возле плотины ГЭС. По этому маршруту интересно гулять, он соединяет популярные места отдыха иркутян.

    Старая Иркутск-Байкальская железнодорожная ветка

     После Великой Отечественной войны старая ветка использовалась для перевозки строительных материалов и оборудования на завод железобетонных изделий возле плотины ГЭС. Продукция завода использовалась при строительстве Иркутской гидроэлектростанции, Политехнического института, стадиона "Труд", телецентра, аэропорта... А по этому пути шло снабжение завода стройматериалами, техникой и оборудованием для строительства ГЭС.

    Разгрузочная станция у завода железобетонных конструкций

     В период 1950-1980гг. здесь кипела жизнь. После войны шло активное социалистическое строительство, страна поднималась и развивалась.
    Сегодня завод ЖБИ стал нерентабельным. И теперь здесь тишина и запустение...

    У ворот завода железобетонных конструкций

    В 1956 году перекрытие плотиной ГЭС реки Ангара привело к сильному изменению ее береговой линии. Первоначальное заполнение Иркутского водохранилища происходило около семи лет. В зоне затопления оказалось почти два десятка сел и деревень, сельскохозяйственные угодья и большая часть путей Иркутск-Байкальской железнодорожной ветки.

    Плотина ГЭС со стороны завода ЖБИ

     Во время прогулки по старой ветке, можно увидеть артефакты еще дореволюционной железной дороги. Опоры мостов выполнены той самой кладкой, что и тоннели на участке КБЖД вдоль Байкала. Тот же шлифованный камень на известковом растворе и легко узнаваемый архитектурный стиль. Пока еще исторические конструкции можно наблюдать в их первозданном виде, но без должного ухода разрушается все очень быстро.

    Дореволюционная опора железнодорожного моста через речку Кузьмиха.

       И вот, решив прогуляться этой весной по своему излюбленному маршруту вдоль железнодорожной ветки, я не нашел этой ветки...
     Старинная Иркутск-Байкальская железная дорога была полностью уничтожена. Рельсы вывезены, разломанные шпалы собраны в кучи...
    А ведь можно было бы сохранить эти страницы истории Иркутска и с пользой для иркутян и гостей города использовать этот железнодорожный маршрут в туристических целях! Во время поездки на прогулочном поезде от ж/д вокзала до Тёплых озёр с остановкой у парка "Поляна" пассажиры могли бы познакомиться с историей КБЖД. Район Тёплых озёр издавна был любимым местом отдыха иркутян. Здесь можно было бы благоустроить территорию и превратить это место в современный парк. Да много чего полезного и интересного можно было бы здесь придумать...

    Все, что осталось от Иркутск-Байкальской железнодороной ветки (2023 год).

       У меня сохранились фотографии последних лет этого участка Иркутск-Байкальской железной дороги.
     Жмите на стрелочки, полистайте фотографии и убедитесь сами, как это было здорово.



shalaev.ru

2010-2023