|
|
Недалеко от моего дома проходит железнодорожная ветка. По ней, кажется еще совсем недавно, курсировал тепловоз с парой грузовых вагонов. Сегодня не только тепловоз не ходит, но и сам железнодорожный путь оказался почти полностью разобран...
|
Иркутск-Байкальская железнодорожная ветка протяженностью примерно 65 км являлась участком старой Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), которая в свою очередь была частью Транссибирской магистрали. Этот переход строили в 1898–1901 годах и он соединял Иркутск с Портом Байкал .
|
Сохранившийся участок Иркутск-Байкальской железнодорожной ветки от железнодорожного вокзала до плотины ГЭС составляет около пяти километров. Рельсы проложены по левому берегу Ангары под Академическим мостом, вдоль парка "Спортивная поляна", через частный сектор Нахаловка, промышленную зону, Теплые озера и заканчивается старым заводом железобетонных изделий (ЖБИ) возле плотины ГЭС. По этому маршруту интересно гулять, он соединяет популярные места отдыха иркутян.
|
После Великой Отечественной войны старая ветка использовалась для перевозки строительных материалов и оборудования на завод железобетонных изделий возле плотины ГЭС. Продукция завода использовалась при строительстве Иркутской гидроэлектростанции, Политехнического института, стадиона "Труд", телецентра, аэропорта... А по этому пути шло снабжение завода стройматериалами, техникой и оборудованием для строительства ГЭС.
|
В период 1950-1980гг. здесь кипела жизнь. После войны шло активное социалистическое строительство, страна поднималась и развивалась.
|
В 1956 году перекрытие плотиной ГЭС реки Ангара привело к сильному изменению ее береговой линии. Первоначальное заполнение Иркутского водохранилища происходило около семи лет. В зоне затопления оказалось почти два десятка сел и деревень, сельскохозяйственные угодья и большая часть путей Иркутск-Байкальской железнодорожной ветки.
|
Во время прогулки по старой ветке, можно увидеть артефакты еще дореволюционной железной дороги. Опоры мостов выполнены той самой кладкой, что и тоннели на участке КБЖД вдоль Байкала. Тот же шлифованный камень на известковом растворе и легко узнаваемый архитектурный стиль. Пока еще исторические конструкции можно наблюдать в их первозданном виде, но без должного ухода разрушается все очень быстро.
|
И вот, решив прогуляться этой весной по своему излюбленному маршруту вдоль железнодорожной ветки, я не нашел этой ветки...
|
У меня сохранились фотографии последних лет этого участка Иркутск-Байкальской железной дороги. |